Современное состояние отечественного рынка нефтепродуктов характеризуется следующими отличительными чертами:
- Устойчивый рост объемов продаж нефтепродуктов, качественное изменение его структуры,
- Преобразование парка автозаправочных станций, на базе появления станций нового поколения предоставляющих расширенный ассортимент услуг для водителей – автозаправочных комплексов (АЗК).
- Изменение рыночной ситуации на региональных рынках, выражающееся в росте значимости вертикально-интегрированных компаний на розничном рынке,
- Усиление конкуренции между вертикально-интегрированными компаниями на региональных рынках.
В этих условиях усиления конкуренции на рынке нефтепродуктов, стратегическими целями сбытовых подразделений нефтяных компаний выступают:
- развитие собственной сбытовой сети, обеспечивающее увеличение доли Компании на розничном рынке нефтепродуктов,
- повышение эффективности функционирования сбытовой сети, за счет повышения прибыльности продаж,
- развитие комплекса дополнительных услуг на автозаправочных комплексах (АЗК), позволяющего получить конкурентное преимущество по сравнению с другими операторами розничного рынка.
Задачей нефтяного маркетинга является создание комплексных решений увеличения прибыли сбытового блока нефтяных компаний – маркетинговых стратегий и маркетинговых программ развития бизнеса, за счет :
- оптимизации сетей автозаправочных комплексов и нефтебазового хозяйства,
- использование комплекса маркетинговых мероприятий, отвечающего предпочтениям и потребностям потребителей,
- развития и продвижения бренда компании,
- оптимизации ассортимента предоставляемых услуг на автозаправочных комплексах, в том числе и нетопливных (услуги магазина, кафе, моек, автосервиса и т.д.).
В качестве типовых проектов применения маркетинговых инструментов в деятельности нефтяных компаний могут выступать:
- разработка рыночно-ориентированной программы для сбытового блока нефтяной компании в целом,
- разработка региональной программы развития розничной сети и нефтебазового хозяйства,
- разработка стандарта маркетингового планирования,
- разработка программ развития дополнительных услуг на автозаправочных комплексах,
- разработка программ лояльности,
- развитие и продвижения бренда нефтяной компании.
Более подробно подход Компания «МИП» к построению маркетинговой программы развития бизнеса представлен здесь (на примере презентации программы развития регионального сбытового подразделения нефтяной компании).